Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении

Горит в них свет святого вдохновенья, Проникнуты они помазаньем святым. По простоте иль скудости смиренной; Ничтожными покажутся другим По гордости ума иль мудрости надменной. Ни чувств благих, ни веры нет святой, И радости и скорби их иные, Не преходящие сей тленной жизни грань; С духами тьмы неведома им брань; Не верят в них они, как в призраки пустые. Ни доблестей у них, ни христианских дел, Пространными они идут стезями, И ум их омрачен греховными страстями, И в вечности печальный ждет удел. Но многие сыны сомненья и печали, Чья жизнь была бесплодна и пуста, Прочли те чудные и светлые скрижали, Что познавать учили Бога и Христа, И, полны радости, глаголам их внимали; В них чувства новые тогда затрепетали. Объятые духовным тяжким сном, Они согрелись их божественным огнем. И многие из них пошли иным путем; И, свергнув путы лжи и оболыценья, Что овладели их и сердцем и умом, И благодатного исполнясь просвещенья, В смирении поверглись пред Христом. Он пробудил их мощным Своим словом, Застывших в отрицании суровом. И в них забил родник воды живой. И, снова возвратись под кров родной Из области духовного изгнанья, Они нашли своим душам покой, Забывши прежние тяжелые страданья; И, полные надежд и радости великой, Прославили Зиждителя Творца, Что их извел из сей неволи дикой, Где тьма духовная и мука без конца.

СВ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Надобно нам уяснить себе, когда и как начинается истинно христианская жизнь для того, чтобы видеть, положено ли в нас начало жизни сей, и, в случае, если не положено, знать как положить оное, на сколько это от нас зависит. То не решительный еще признак истинной жизни во Христе, если кто-нибудь именуется христианином и принадлежит к Церкви Христовой. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Мф. И не бо сущий от Израиля, суть Израиль Рим.

Можно быть в числе христиан, и не быть христианином.

Феофан Затворник, свт О видах грехов Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает.

Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении Тертышников Георгий ревность духовная Для преуспеяния в духовной жизни необходима помощь Божия или содействие Божественной благодати. По словам святителя Феофана, дело нашего спасения устраивается и благодатью, и ревностью нераздельно. Ни благодать без наших свободных усилий, ни наши усилия сами по себе не могут принести плоды духа.

Цель нашей духовной жизни может быть достигнута лишь при сочетании свободы и благодати. ревность и Божественную благодать епископ Феофан называет производителями духовной жизни. По мере охлаждения ревности отступает и Божественная благодать, и если не предприняты меры к ее поддержанию, то она совсем погаснет, как гаснет лампада, когда не подливают масла.

Недостаток ревности чаще всего является основной причиной неправильного шествия по пути духовной жизни и главным препятствием к духовному совершенствованию христианина [82, с. Святые отцы завещали своим последователям, чтобы у них не угасал дух ревности духовной, ибо человек, который не заботится о спасении и не стремится к нему, его и не получит.

Духовная ревность, по словам епископа Феофана, есть постоянная решимость угождать Богу.

Мысли на каждый день года Просмотров: Царь устраивает брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Пир брачный — Царство Небесное; приглашение — проповедь Евангелия; отказавшиеся — совсем не уверовавшие; не одетый по брачному — уверовавший, но не живший по вере.

К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери.

19 января день памяти Святителя Феофана Затворника .. которое, по возвращении к своей пастве, он продолжал с еще большей ревностью».

В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей — основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: Там пусть будет и творение дел добрых — они добры будут только по форме, а не по силе и духу.

Это тот огнь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос и который возжигается Духом Святым в сердцах верующих, нисшедшим в виде огненных языков.

Антропология святителя Феофана Затворника.

Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов столетия — золотого века Византии. В решении Собора отмечалось: Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах… Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе.

До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах. Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника.

Святитель Феофан Затворник. Слово о спасении. Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком.

В году окончил Орловскую духовную семинарию, а в году Киевскую духовную академию уже иеромонахом. По окончании академии состоял последовательно: При святителе Феофане в Тамбовской епархии ревностные проповедники среди священников поощрялись, а священники, долго не произносившие проповеди, штрафовались в пользу вдов и сирот духовного звания. В году епископ Феофан был переведен на Владимирскую кафедру, а в году поселился в Шацкой Вышенской пустыне, где провел 27 лет 5 месяцев и 2 дня.

Здесь проходила его многоплодная работа по переводу творений святых отцов на русский язык. Среди русских проповедников века святитель Феофан занимает особое место. Лишь внешнее соблюдение церковных обрядов, без очищения сердца, без постоянной ревности к живому общению с Богом постепенно погружает человека в опасный греховный сон.

Великим средством пробуждения грешника к тернистому труду стяжания спасительной благодати святитель Феофан считал проповедь.

Свт Феофан Затворник: Строй естества человеческого в творении

Ожидаемая от сего польза 2 Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни 3 Пустота и односторонность светской жизни 4 Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как постоянные качества светской жизни 5 Три стороны человеческой жизни. Нормальные отправления рассудка и пустое блуждание мыслей 7 Желательная сторона душевной жизни.

Правильное и беспорядочное состояние желательной способности 8 Сторона чувства — сердце.

Труд святителя Феофана Затворника «Симфония по творениям святителя ревность оживляется сознанием бесплодности в духовной жизни.

Признаки истинной духовной ревности Общий отправлено Таня святитель Феофан Затворник Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной. Прошлый раз взялся я сводить итоги и не довел до конца, а это-то главным образом и требовалось. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет - и погасла. ревность же всегда горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом.

Так вот, когда есть у Вас такая ревность, значит, и у Вас восстановлен дух и - только не угашайте его - он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские и все направит к одному: Отвечайте же, есть или нет.

Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении ( 2)

Феофан человек церковной традиции, из церковной среды, род. Кончает Киевскую академию, принимает постриг, становится преподавателем сначала в Киеве, потом в Беловецкой семинарии ректором. Потом в Петербургской академии. Потом он едет на восток в Иерусалим и возвращается в Россию ректором еще в одной семинарии и проч.. При наречении во епископа он свою жизнь сравнивает с бильярдным шаром.

Вход Господень во Иерусалим, Феофан Затворник. пророчество о призывании вместо их язычников, чтобы устыдить их и раздражить ревность их.

Нравится 50 советов и изречений святителя Феофана Сегодня, в день памяти святителя Феофана Затворника и й год со дня его рождения, портал Православие. представляет избранные изречения и советы Вышенского святителя. Духовная жизнь Не говорите: Это слово — не христианское. Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе. Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь.

Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали. Враг обычно подбегает и твердит: Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость.

О ревности духовной

Святые отцы завещали своим последователям, чтобы у них не угасал дух ревности духовной, ибо человек, который не заботится о спасении и не стремится к нему, его и не получит. Духовная ревность, по словам епископа Феофана, есть постоянная решимость угождать Богу. ревность способствует укреплению и развитию духовной жизни.

Святитель Феофан Затворник: Или погибать, или быть на кресте оживить нашу ревность живейшим напечатлением во внимании.

Большинство людей и психологов зачастую особо не задумываются над смыслом такого термина, как намерение. Близкими намерению по смыслу явлются такие понятия, как: Энциклопедический словарь определяет намерение, как осознанную цель, направленную решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости. Намерение можно считать высшей формой желания и воли, которое в отличие от потребности или инстинкта чётко осознано и неизменно.

В психологии намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно или усложнено и потому требует неизменной последовательности действий по некому плану или стратегии. Вот как определяет намерение психологический словарь: Намерение — мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели.

Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. О духовном смысле категории намерения известно из произведений К. Это та абстрактная движущая сила, что кроется за всем сущим. Кастанеда Проще говоря, по мнению людей знания намерение — это некая всеобъемлющая сила, отвечающая за всё, что происходит в мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что намерение — это высшая или духовная форма проявления воли и желания, как более низших форм. Феофан Затворник в конце го века, разложив вожделевательную силу души волю на три уровня: Таким образом, нет совершенно никаких предубеждений для использования понятия намерение в христианской и православной психологии, как науки именно о душе в силовом понимании, а не о психике в физиологическом.

Феофан Затворник - НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

В психологии хорошо известно, что источники активности человека — побуждения к деятельности — лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Желание тоже всегда эмоционально окрашено. В современной психологии, пишет Вилюнас , проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний — такие термины как"желание","стремление" непопулярны и замещаются объяснительными понятиями"мотив","драйв","валентность".

Вилюнас, — только эпифеноменальной их трактовкой, отказывающей им в статусе явления, необходимого для осуществления деятельности" там же, с.

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич .. гореть духом, или иметь горячую ревность о спасении и богоугождении.

Как приступать к Причащению Чтобы не быть в грехе, надо грехи очистить Покаянием, и, приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное - иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая, можно себе угождать. Его сокровенное действие в нас Слава Богу, что причастились.

Что в чувстве не засвидетельствовалось благотворное действие сего Таинства, это надо приписывать нездоровью, а вследствие того, может быть, недостатку духовного напряжения. Но действие Таинств не всегда отражается в чувстве, а действует сокровенно, что, конечно, имело место и у вас. Как смотреть на отхождение пламенных чувств после Причащения"После Причащения было хорошо, но потом стали иссякать пламенные чувства".

Извольте заучить, что духовные утешения в жизни по Богу суть придаток, а не главная суть. Суть ее - сила и крепость держаться в добром порядке и внутренне и внешне. Утешения же и восторги звучат только: Потому, когда отходят они, не к отчаянию надо подвигаться, а усерднее браться за обычные труды Богоугодной жизни - и внутренней, и внешней.

Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхою и Рождеством - по два раза.

Письмо к умирающей сестре

Святитель Феофан Затворник страсти и борьба с ними , Что такое грех и что такое страсть? Рабство греху — Что есть грех и что есть страсть? Это настоящий сатанинский дух.

Наставления в духовной жизни (Феофан Затворник) Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом.

Феофан человек церковной традиции, из церковной среды, род. Кончает Киевскую академию, принимает постриг, становится преподавателем сначала в Киеве, потом в Беловецкой семинарии ректором. Потом в Петербургской академии. Потом он едет на восток в Иерусалим и возвращается в Россию ректором еще в одной семинарии и проч… При наречении во епископа он свою жизнь сравнивает с бильярдным шаром.

Ему прочили место Московского митр — он отказывается от всего и уходит в затвор. Выбирает Вышинский монастырь за красоту места. Там затворяется до смерти на 22 года. Там был домовый храм, где он служил ежедневно Литургию последние 11 лет. Кроме келейника он никого не видел, а последнее время и его редко. При этом Он вел обширную переписку. После его смерти обнаружена была одна из лучших частных библиотек У него был телескоп, микроскоп.

Феофан Затворник