Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею (истолкованное святителем Феофаном) ( 2)

Что значит быть ревнителем Православия? Как бороться с теплохладностью в своем сердце и во внешней среде? С чего начинается ревность не по разуму? И как, радея о чистоте веры, не превратиться в псевдоревнителя-раскольника? С этими вопросами мы обратились к иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви. Видя, что Бог есть и Он близок к нему, христианин ревностно принимается за дело своего спасения.

Неделя Всех Святых

В человеке ничто ровно не стоит, но то усиливается, то слабеет. Так и ревность то пламенеет, то погасает. В последнем случае надобно ее возгревать, чтобы совсем не погасла. Чем же и как? Во-первых, памятью о смерти. Антоний всем напечатлеть в уме и сердце, что этот день, который мы проживаем, есть последний.

Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с.

Непрестанно исследуйте, на чем спотыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнью сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтобы Он простил вам сделанные грехи Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: Желающий достичь высокой духовной почести, то есть стяжать Он должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь.

Тогда благость Божия не замедлит даровать ему желаемое. Авва Исайя 82, Действительно избравшие отшельничество телом и умом, чтобы сосредоточить мысли свои в уединенную молитву, умереть для всего преходящего, для мира и к воспоминаниям о нем, должны служить Христу не внешними делами и не наружной правдой, чтобы оправдаться ею, ко умерщвлением, по слову апостола, членов своих, которые на земле, жертвоприношением чистых и непорочных помыслов, этих начатков совершенствования, страданием телесным в терпении бед ради надежды на будущее.

Монашеское жительство равночестно ангельскому. Не должно нам оставлять делания небесного и держаться делания вещественного. Препо- добный Исаак Сирин 82,

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа.

Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.

Общение с Богом служило источником господства духа над душою и Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной Не то сие означает, чтоб, когда человек бывает духовен, душевность и всеконечно, будет, если не возгреем в себе благодати и не просветимся ею.

Как содействовать восприятию благодати Таким образом, благодатная внутри, в духе, жизнь будет гореть и разгораться. Ради ревности и усердия человека, предающего себя Богу, благодать будет повторять наития и проникать его своей освящающей силой все более и более, или усваивать себе. Впрочем, на этом не нужно и не должно останавливаться. Это еще семя, точка опоры.

Надлежит сделать, чтобы этот свет жизни проходил далее и, проникая собой естество души и тела и, таким образом, освещая их, присваивая себе, освобождал их от прившедшей неестественной страстности и возводил их в чистый и естественный их вид - не оставался в себе, а разливался по всему нашему существу, по всем силам. Но поскольку силы эти все пропитаны неестественным, то дух благодати, чистейший, пришедший в сердце, не может прямо и непосредственно входить в них - их нечистота является преградой.

Поэтому надлежит утвердить некоторые посредства между духом благодати, живущим в нас, и силами, через которые он переливался бы в них и исцелял эти силы через них, как через приложенные к больным местам пластыри. Очевидно, что все эти посредства, с одной стороны, должны носить характер и свойства Божественного, или небесного, происхождения, а с другой - стоять в совершенном согласии с нашими силами в их естественном устроении и назначении, иначе благодать не пройдет через них и силы не извлекут себе целительности в них.

Такими посредства должны быть по своему происхождению и внутреннему свойству. Сами же в себе они не могут быть ничем иным, кроме как действиями, упражнениями, трудами, поскольку прилагаются к силам, отличительное свойство которых - действовать Дела и упражнения, как средства к уврачеванию сил наших и возвращению им потерянной чистоты и целости, суть:

/ Настольная книга священнослужителя. Том 5

Сергий, — всюду жить можно Исаакий, — и в миру можно спастись, и в монастыре погибнуть. Вообще между монастырем и миром связь гораздо более тесная, чем принято думать. Вот часто осуждают монахов: Да откуда им быть хорошими? Каков мир — таков и монастырь.

«СТРОГОСТЬ внешнего подвижничества должна СООТВЕТСТВОВАТЬ обновлению внутренних сил духа. Прежде возгре ревности, а потом.

Феофан Затворник 4 ревность о спасении Отсюда видно, что вступающий на путь христианской жизни, еще слабый, больной, неустроенный, должен уже обладать великою силою и крепостию - иначе падет под готовою ему тяжестию скорбей и подвигов. Сила, делающая его сносливым и все его труды плодоносными, есть ревность, усердие, тщание, забота о богоугождении и спасении души.

Как ищущий верного сокровища не смотрит на трудности, не задерживается и не устрашается препятствиями, так и христианин, когда имеет ревность, искание, все одолеет и пройдет безбедно все пути. Искание все доставляет; ему Господь дал особое обетование: Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот. Пароход останавливается, когда выпускаются пары,- и текущий вслед Христа падает или скатывается назад, когда охладеет.

Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей и очищение страстей! Без того нельзя и начать этого дела в истинном духе; а если и начнет кто, то будет трудиться без плода, вяло, исподволь. Много людей есть, проходящих подвиги и делание, но без плода: Проходит он в страстную и нечистую природу чрез сродные с ним и с нами подвиги или правила жизни и там полагает целение, врачует и совершает. Следовательно, подвиг, делание - проводник благодати; а путь или нить проводящая - дух ревности.

Святитель Феофан Затворник.

Эту истину впечатлительно внушил св. Антоний одному брату, который, отказавшись от м ра и раздав бедным все, что имел, удержал при себе малость некую на случай нужды какой, и пришел к св. Старец, посмотревши на него, узнал, что в нем, и сказал ему:

Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и сразу вдаваться в чрезмерные подвиги; «прежде возгрей в себе дух ревности.

Надо постоянно возгревать свою любовь Проповедь Из проповедей Дорогие братья и сестры! Время неумолимо бежит вперед: Вы знаете, что во многих группах новопросвещенных она уже завершилась, в некоторых — завершится завтра общим причастием и торжественной общей братской трапезой любви, агапой, и значит, наступает время, когда новые и новые люди вольются в Церковь Божию, прославляя Христа воскресшего, неся на себе крест, крест свой, который в то же время является крестом общехристианским.

Нам с вами нужно этому радоваться, радоваться и веселиться! В нашей христианской жизни постоянно происходит что-то, что требует от нас нового ответа и, значит, ответственности. Наверное, нам нужно друг за друга больше молиться, наверное, нам нужно больше соучаствовать в том Кресте Христовом, который является для нас общей святыней. Крест и Воскресение неразлучны, нераздельны, и прославляя, как сегодня, Воскресение Христово, воскресшего Христа, мы никогда не забываем о Кресте, ибо без Креста не может быть Воскресения.

Но и Крест без Воскресения был бы торжеством смерти, торжеством зла над добром, торжеством мрака и тьмы над светом! Нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно постоянно возгревать свою любовь. Не многие помнят эти слова Священного писания… Вообще интересно, что есть множество замечательных мест в слове Божьем, которые имеют принципиальное значение, но которые мы пропускаем или вовсе не знаем.

Фарисеи, смирение, чувства, чутьё

Путь ко спасению 1. В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей — основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу.

Где нет его, там все прекращается и падает:

Отвергнем саможаление и возгреем ревность самоумучения. .. душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться и что .

Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Введение В"Начертании христианского нравоучения" изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

Правда, там последняя цель человека указана — в общении с Богом — и путь к ней изображен: Приложить бы только слово: Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет.

Подвиги должны быть своевременными и соразмерными телесным и духовным силам

В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей — основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает:

Прежде возгре ревности, а Развернуть. Святитель Феофан ( Затворник) Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Новый год Обрезание Господне. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне. Суббота перед Богоявлением 1 Тим. Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, - и будешь во истине, - будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью.

Имя придали, а существа сообщить не могли.

Святитель Феофан Затворник: Спрашивали Господа – почему ученики Его не постятся?

Например, в качестве постной пищи стали употреблять рыбу. Между тем, Типикон, Минея, Триодь и Великий Часослов, где даются разъяснения о постах, говорят следующее: Так, Великим постом рыбные блюда разрешается вкушать на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим в Лазареву субботу на трапезе можно"утешиться" рыбной икрой , Успенским - на Преображение Господне, Петровым и Рождественским - по субботам и воскресеньям. В последние пять дней перед Рождеством, когда держится строгий пост, рыба не употребляется даже в субботу и воскресенье.

Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгость; ибо в Если же, не имея этой ревности, возьмешься за строгости, увлекаясь или.

Толкования на 1 Сол. Иоанн Златоуст Духа не угашайте Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение 2 Тим 1: Поэтому и в другом месте он говорит: Гомилии на 2-е послание к Тимофею. Поэтому Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет - так бывает и с даром благодати.

Как понимать слова:"До ревности любит Дух"?